Заключение
Страница 2

[11] Машкин Н. А. История Древнего Рима. М., 1950. С. 107-108.

[12] Утченко С. Л. Древнейший период истории Рима // Всемирная история. Т. II. М., 1956. С. 113-114.

[13] Нечай Ф. М. Образование Римского государства. Минск., 1972.

[14] Там же. С. 29, 30.

[15] Там же. С. 90, 95.

[16] Маяк И. Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса). М., 1983. С. 192-194. www.edutarget.ru

[17] Штаерман Е. М. Римская собственность на землю // Вестник древней истории. 1974. № 3. С. 34-68.

[18] Маяк И. Л. Рим первых царей. С. 231.

[19] Там же. С. 231.

[20] Там же.

[21] Там же. С. 231-232.

[22] Нечай Ф. М. Образование Римского государства. Минск., 1972. С. 89.

[23] Немировский А. И. История раннего Рима и Италии. Воронеж, 1962. С. 138-139.

[24] Маяк И. Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса). М., 1983. С. 99.

[25] Там же. С. 113.

[26] Там же.

[27] Кучма В. В. Государство и право древнего мира: курс лекций. Волгоград, 1998. С. 139.

[28] Маяк И. Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса). М., 1983. С. 149.

[29] Там же. С. 158.

[30] При этом мы подчёркиваем, что частную собственность римских граждан нельзя мыслить по аналогии с капиталистической частной собственностью.

[31] Штаерман Е. М. К проблеме возникновения государства в Риме // Вестник древней истории. 1989. № 2. С. 80.

[32] Штаерман Е. М. К проблеме возникновения государства в Риме // Вестник древней истории. 1989. № 2. С. 81.

[33] Этому вопросу посвящена шестая глава монографии И. Л. Маяк (Маяк И. Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса). М., 1983. С. 233-255). См. также: Нечай Ф. М. Образование Римского государства. Минск., 1972.

[34] Моммзен Теодор. История Рима. Т. 1. СПб., 1994. С. 79.

[35] Моммзен пишет: «Государство могло заковать и казнить гражданина, но не могло отнять у него ни сына, ни пахотной земли и даже не могло облагать его постоянными налогами» (Моммзен Теодор. История Рима. Т. 1. СПб., 1994. С. 80).

[36] Маяк И. Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса). М., 1983. С. 238.

[37] Эти «зачатки аппарата принуждения», по мнению Е. М. Штаерман, говорят о принудительной власти, но не о государстве.

[38] Там же. С. 241.

[39] Штаерман Е. М. К проблеме возникновения государства в Риме // Вестник древней истории. 1989. № 2. С. 80.

[40] Моммзен Теодор. История Рима. Т. 1. СПб., 1994. С. 79.

[41] См.: Нечай Ф. М. Образование Римского государства. Минск., 1972. С. 86-88.

[42] Маяк И. Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса). М., 1983. С. 235.

[43] Там же. С. 259.

[44] Маяк И. Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса). С. 260.

[45] Штаерман Е. М. К проблеме возникновения государства в Риме // Вестник древней истории. 1989. № 2. С. 79.

[46] Там же. С. 81.

[47] Кучма В. В. Государство и право древнего мира: курс лекций. Волгоград, 1998. С. 141.

[48] Институт патроната-клиентелы подробно рассмотрен в монографии Л. А. Ельницкого «Возникновение и развитие рабства в Риме в VIII-Ш вв. до н. э.» (М., 1964). «Для древнейшего периода, - пишет он, - представления об архаическом рабстве усложнялись…тем, что наряду с ним существует как очень близкое ему и весьма распространённое явление, институт патроната-клиентелы». Рабство в эту эпоху носило патриархальный характер. Рабы и клиенты не представляли самостоятельной социальной силы и не осознавали своих корпоративных интересов. «Революционные выступления рабов и клиентов, - пишет Ельницкий, - происходили преимущественно по инициативе их владельцев и патронов, стремившихся использовать недовольство и потенциальную политическую активность подвластных им лиц для достижения своих собственных, впрочем, более или менее демократических целей. Лишь по мере увеличения числа иноплеменых и иноземных рабов и ожесточения форм рабовладения рабы начинают восставать по собственной инициативе и под предводительством собственных вождей почти всегда, однако, в контексте с другими угнетёнными элементами» (Ельницкий Л. А. Возникновение и развитие рабства в Риме. С. 117-118).

Страницы: 1 2 3

Обзор историографии
Как уже отмечалось выше, со времён Карамзина начал складываться чёрный миф о правлении Павла I. Продолжением развития этой концепции стала обширная монография Шильдера, в которой павловское правление характеризуется как бессмысленная ломка старых екатерининс ...

Распространение христианства в Грузии
В Грузии распространение христианской религии началось в I веке. Христианство здесь проповедовали ученики Христа: Андрей Первозванный и Свимон Кананит. Однако в Грузии в I веке христианство не нашло широкого распространения. Несмотря на это автокефалию грузи ...

Государственное управление в России с 1900 по 1917 год
С 1900 г. в России быстро назревала революционная ситуация. Рабочее движение растет, требования выходят за рамки экономических, происходит ряд серьезных крестьянских выступлений. Русско-японская война еще более усилила и обострила противоречия, существующие ...