Заключение
Страница 2

[11] Машкин Н. А. История Древнего Рима. М., 1950. С. 107-108.

[12] Утченко С. Л. Древнейший период истории Рима // Всемирная история. Т. II. М., 1956. С. 113-114.

[13] Нечай Ф. М. Образование Римского государства. Минск., 1972.

[14] Там же. С. 29, 30.

[15] Там же. С. 90, 95.

[16] Маяк И. Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса). М., 1983. С. 192-194.

[17] Штаерман Е. М. Римская собственность на землю // Вестник древней истории. 1974. № 3. С. 34-68.

[18] Маяк И. Л. Рим первых царей. С. 231.

[19] Там же. С. 231.

[20] Там же.

[21] Там же. С. 231-232.

[22] Нечай Ф. М. Образование Римского государства. Минск., 1972. С. 89.

[23] Немировский А. И. История раннего Рима и Италии. Воронеж, 1962. С. 138-139.

[24] Маяк И. Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса). М., 1983. С. 99.

[25] Там же. С. 113.

[26] Там же.

[27] Кучма В. В. Государство и право древнего мира: курс лекций. Волгоград, 1998. С. 139.

[28] Маяк И. Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса). М., 1983. С. 149.

[29] Там же. С. 158.

[30] При этом мы подчёркиваем, что частную собственность римских граждан нельзя мыслить по аналогии с капиталистической частной собственностью.

[31] Штаерман Е. М. К проблеме возникновения государства в Риме // Вестник древней истории. 1989. № 2. С. 80.

[32] Штаерман Е. М. К проблеме возникновения государства в Риме // Вестник древней истории. 1989. № 2. С. 81.

[33] Этому вопросу посвящена шестая глава монографии И. Л. Маяк (Маяк И. Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса). М., 1983. С. 233-255). См. также: Нечай Ф. М. Образование Римского государства. Минск., 1972.

[34] Моммзен Теодор. История Рима. Т. 1. СПб., 1994. С. 79.

[35] Моммзен пишет: «Государство могло заковать и казнить гражданина, но не могло отнять у него ни сына, ни пахотной земли и даже не могло облагать его постоянными налогами» (Моммзен Теодор. История Рима. Т. 1. СПб., 1994. С. 80).

[36] Маяк И. Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса). М., 1983. С. 238.

[37] Эти «зачатки аппарата принуждения», по мнению Е. М. Штаерман, говорят о принудительной власти, но не о государстве.

[38] Там же. С. 241.

[39] Штаерман Е. М. К проблеме возникновения государства в Риме // Вестник древней истории. 1989. № 2. С. 80.

[40] Моммзен Теодор. История Рима. Т. 1. СПб., 1994. С. 79.

[41] См.: Нечай Ф. М. Образование Римского государства. Минск., 1972. С. 86-88.

[42] Маяк И. Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса). М., 1983. С. 235.

[43] Там же. С. 259.

[44] Маяк И. Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса). С. 260.

[45] Штаерман Е. М. К проблеме возникновения государства в Риме // Вестник древней истории. 1989. № 2. С. 79.

[46] Там же. С. 81.

[47] Кучма В. В. Государство и право древнего мира: курс лекций. Волгоград, 1998. С. 141.

[48] Институт патроната-клиентелы подробно рассмотрен в монографии Л. А. Ельницкого «Возникновение и развитие рабства в Риме в VIII-Ш вв. до н. э.» (М., 1964). «Для древнейшего периода, - пишет он, - представления об архаическом рабстве усложнялись…тем, что наряду с ним существует как очень близкое ему и весьма распространённое явление, институт патроната-клиентелы». Рабство в эту эпоху носило патриархальный характер. Рабы и клиенты не представляли самостоятельной социальной силы и не осознавали своих корпоративных интересов. «Революционные выступления рабов и клиентов, - пишет Ельницкий, - происходили преимущественно по инициативе их владельцев и патронов, стремившихся использовать недовольство и потенциальную политическую активность подвластных им лиц для достижения своих собственных, впрочем, более или менее демократических целей. Лишь по мере увеличения числа иноплеменых и иноземных рабов и ожесточения форм рабовладения рабы начинают восставать по собственной инициативе и под предводительством собственных вождей почти всегда, однако, в контексте с другими угнетёнными элементами» (Ельницкий Л. А. Возникновение и развитие рабства в Риме. С. 117-118).

Страницы: 1 2 3

Основание и становление Николо-Корельского монастыря.
Николаевский Корельский монастырь был основан преподобным Ефимием Корельским в конце XIV столетия. Обитель постепенно стала подниматься на пустынном берегу Двинского залива Белого моря. На протяжении многих веков знаменитый поморский монастырь переживал разн ...

Сфера благотворительной деятельности провинциального купечества
«Серебряным веком» называют начало ХХ столетия в России. Это время не только бурного подъема промышленности и торговли, но и целая эпоха в русской поэзии, искусстве, философии. Это особый этап и для русского старообрядчества, получившего возможность легально ...

Болгарский народ под властью Османской империи (ХV–ХVII вв.)
Болгария в XV—XVI вв. В общем процессе исторического развития болгарского народа гибель Болгарии как самостоятельного государства явилась неизбежной. Завоевание ее османами было подготовлено всем предшествовавшим ходом событий. К этому времени Болгария не п ...