Внутриполитическая борьба (1991-1997 годы)
Страница 1

После распада Советского Союза перед российским руководством остро встала задача сохранения государственного единства. Самое поразительное заключалось в том, что центробежные тенденции, начало которым было положено самим российским руководством (тезис президента Б.Н.Ельцина в возможностях для российских автономий принять на себя столько суверенитета и полномочий, сколько они смогут реализовать), угрожали единству и целостности России. Практически все российские автономии сразу же заявили о своем суверенитете, а некоторые из них (Татарстан, Башкортостан, Якутия и Чечня) даже взяли курс на выход из состава Российской Федерации.

В сложившейся обстановке с большим трудом удалось 31 марта 1992 года подписать Федеративный договор, определявший характер взаимоотношений между субъектами Российской федерации (республики, края, области, округа, а также Москва и Санкт-Петербург), обозначавший и границы государства. К договору не присоединились лишь Чечня и Татарстан. Он был одобрен VI съездом народных депутатов и стал началом конституционной реформы в России.

В то же время шла активная разработка проекта новой Конституции России. Его обсуждение шло в обстановке ожесточенной политической борьбы. Проект, предложенный президентской командой, предусматривал наличие «сильной» президентской республики, в которой права парламента были бы значительно урезаны («сильный» президент, формирующий правительство и обладающий правом роспуска парламента и возможностью назначать новые выборы). Представители Верховного совета, наоборот, настаивали на концепции «сильного» парламента, власть которого гарантировала президенту и часть его властных полномочий («сильный» парламент, назначаемое им и подотчетное ему правительство, должность президента наделена ограниченными полномочиями).

Отсутствие четко обозначенных конституционных положений, касающихся властных структур государства, дискуссии о проектах Конституции привели к обострению отношений президента и парламента. Сложилось своеобразное двоевластие – в оппозицию к президенту вступили Председатель Верховного Совета Р.И.Хасбулатов и вице-президент А.В.Руцкой. Они пользовались поддержкой значительной части народных депутатов и определенных политических сил.

Президентская сторона, не желая упускать инициативу, выступила с предложением проведения референдума о доверии Президенту, его социально-экономической политике, о необходимости проведения досрочных президентских выборов и проведении перевыборов народных депутатов. В голосовании по этим четырем вопросам, проходившем 25 апреля 1993 года, принято участие 64% россиян, внесенных в избирательные списки. Результаты голосования – «да», «да», «нет», «нет». Таким образом, ни предложение о досрочных выборах Президента, инициированное парламентом, ни предложение о его роспуске, на чем настаивала президентская сторона, не прошли. Это еще больше усилило политическое противостояние.

Сложившаяся тупиковая ситуация могла решиться, как это бывало раньше, двояко – либо взаимным компромиссом и уступками, либо открытым противостоянием, предполагавшем силовые методы ее разрешения. Но ни одна из сторон идти на уступки не пожелала. Открытая конфронтация в условиях назревавшего внутриполитического кризиса становилась неизбежной.

В условиях этого опасного баланса сил и интересов Б.Н.Ельцин 21 сентября 1993 года издал указ о проведении конституционной реформы, первым шагом к реализации, которой был роспуск Верховного Совета (вопреки решениям референдума) и проведение в декабре нового референдума о новой конституции России, а также выборов в новые государственные органы власти. Верховный Совет, в свою очередь, обвинив президента в нарушении конституции, объявил об отстранении его от должности. Обязанности главы государства временно возложил на себя вице-президент А.В.Руцкой. Здание Верховного Совета («Белый дом»), где в это время народные депутаты собрались на свой чрезвычайный съезд, стало центром сопротивления президенту.

2 октября 1993года по Москве прокатилась волна многочисленных массовых демонстраций, организованных оппозицией. Противостояние достигло своего апогея. По призыву Руцкого и Хасбулатова 3 октября их сторонники начали штурм здания московской мэрии и телецентра. В ответ Б.Н.Ельцин ввел в Москве чрезвычайное положение и ввел в столицу войска. Но если в августе 1991 года войска старались соблюдать нейтралитет, то уже утром 4 октября 1993 года по приказу президента танки обстреляли боевыми снарядами Белый дом, где находилось несколько сотен его защитников. Обстрел из танковых орудий вызвал пожар в здании и гибель многих ни в чем не повинных людей. В результате осады и обстрела здания, во второй половине дня 4 октября оно было захвачено верными президенту войсками, а оставшиеся в живых укрывшиеся в нем депутаты Верховного Совета, в том числе и руководители сопротивления, были арестованы.

Страницы: 1 2

Дальнейшее развитие политического сыска в России: поворот к полицейскому государству (март – август 1881 г.)
После создания Департамента государственной полиции работа по объединению полицейских учреждений продолжалась. 10 ноября Лорис-Меликов представил императору очередной доклад, который назывался «О полном слиянии высшего заведования полицией в одно учреждение ...

Государство и право Руси в период феодальной раздробленности
Первыми десятилетиями XII в. закончился раннефеодальный период истории Киевской Руси, началась эпоха феодальной раздробленности. Русские летописцы, отражающие позиции религиозной теории истории, обозначили причины распада государства как «наказание за грехи ...

Среднеазиатская политика
В Средней Азии после присоединения Казахстана, Кокандского ханства, Бухарского эмирата, Хивинского ханства продолжалось присоединение туркменских племён. В правление Александра III территория Российской империи увеличилась на 430 тыс. кв. км. На этом расшире ...