Заключение

В работе была рассмотрена проблема влияния шариата на политическую жизнь стран Ближнего и Среднего Востока. Для раскрытия данной проблемы была реализована цель работы. Была дана характеристика степени влияния ислама на общественно-политическую жизнь стран Ближнего и Среднего Востока. Даче характеристики способствовали ответы на поставленные задачи. Был рассмотрен характер развития общественно-политической мысли стран Ближнего и Среднего Востока на современном этапе, была дана характеристика степени вмешательства ислама в военно-политические силы стран Среднего и Ближнего Востока, а также был дан анализ характеру норм шариата в политике стран Ближнего и Среднего Востока.

Исходя из вышеизложенного и изученного материала, можно сделать некоторые выводы, из которых следует, что в системе международных отношений в последние десятилетия произошли серьезные структурные сдвиги, обусловленные окончанием «холодной войны», конфронтации двух мировых держав и их стратегических союзников. Эти изменения предопределили сотрудничество различных государств в разрешении глобальных международных проблем, отход от силовых методов и выдвижение на первый план мирных, компромиссных, средств урегулирования кризисных ситуаций в разных уголках земного шара.

Однако глобальные перемены на мировой арене не привнесли спокойствия и гармонии в международные отношения, более того, многие аналитики отмечают определенную хаотичность современных международных процессов. В XXI век человечество вступило с неурегулированными региональными конфликтами, локальными войнами, тяжелым экологическим наследием, не утихающими религиозными и этническими спорами. Все указанные явления имеют место на Ближнем и Среднем Востоке.

И, тем не менее, в начале текущего столетия, вопреки оптимизму начала 90-х годов XX в., сложилась угрожающая ситуация. От того, насколько достойно выйдет мировое сообщество из сложившейся ситуации, зависит не только будущий миропорядок, но роль и место Арабского Востока в его системе координат.

[1] Степанянц М.Г. Мусульманские концепции в философии и политике XIX – XX вв. - М., 1982. – С. 198.

[2] Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. - М.,1985.– С. 39.

[3] Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. - М., 1985. – С. 44.

[4] Донцов В.Е. Современные исламские движения и организации на Ближнем Востоке в системе международных отношений. - М., 2001 // http://www.middleeast.org.ua/articles/11.htm

[5] аль-Ахзаб ва-ль-харакат ва-ль-джамаат аль-исламийя. - Исламские партии, движения и группы. Арабский центр стратегических исследований. В 2-х томах. - Дамаск, 2000 // http://www.middleeast.org.ua/articles/11.htm.

[6] Багдасаров С.Б., Чавушьян А.Н. Военный и военно-экономический потенциал стран Ближнего и Среднего Востока. - М., 1998. – С. 58.

[7] Багдасаров С.Б., Чавушьян А.Н. Военный и военно-экономический потенциал стран Ближнего и Среднего Востока. - М., 1998. - С. 67.

[8] аль-Ахзаб ва-ль-харакат ва-ль-джамаат аль-исламийя. - Исламские партии, движения и группы. Арабский центр стратегических исследований. В 2-х томах. - Дамаск, 2000 // http://www.middleeast.org.ua/articles/11.htm

[9] Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. - М., 1985. – С. 94.

[10] Новейшая история стран Азии и Африки. ХХ век. Часть 3. 1945-2000 // www.middleeast.narod.ru.

[11] Ближний Восток. Политико-экономический справочник. - М., 1996. – С. 43.

[12] Новейшая история стран Азии и Африки. ХХ век. Часть 3. 1945-2000 // www.middleeast.narod.ru.

[13] Степанянц М.Г. Мусульманские концепции в философии и политике XIX – XX вв. М., 1982. – С.22.

[14] аль-Ахзаб ва-ль-харакат ва-ль-джамаат аль-исламийя. - Исламские партии, движения и группы. Арабский центр стратегических исследований. В 2-х томах. - Дамаск, 2000 // http://www.middleeast.org.ua/articles/11.htm.

[15] Ближний Восток. Политико-экономический справочник. - М., 1996. – С. 66.