Структурные и институциональные преобразования в государствах-участниках СНГ после распада СССР. Структура производства в союзных республиках в конце 80-х гг.

Материалы » Структурные и институциональные преобразования в государствах-участниках СНГ после распада СССР » Структурные и институциональные преобразования в государствах-участниках СНГ после распада СССР. Структура производства в союзных республиках в конце 80-х гг.

Планомерное развитие экономики СССР как единого народно-хозяйственного комплекса привело к высокой степени экономической интеграции. Этот комплекс включал экономику всех республик страны и был основан на глубоком разделении труда в общественном производстве. Все секторы экономики функционировали в условиях высокой степени специализации и кооперирования производства.

Разнообразие природно-климатических условий и высокий уровень обеспеченности природными ресурсами обусловили относительную замкнутость СССР по отношению к мировому рынку.

Отраслевая структура валовой добавленной стоимости показывает, что в республиках Союза значительный удельный вес в валовой добавленной стоимости занимала промышленность и сельское, лесное, рыбное хозяйство.

Доля промышленности колеблется от 0,203 в Казахстане до 0,392 в Беларуси. Среди стран СНГ Молдова выделяется тем, что у неё самая высокая доля сельского, лесного, рыбного хозяйства и самая низкая доля строительства и услуг.

Союзные республики были индустриально-аграрными странами с преобладающим развитием промышленности и сельского, лесного, рыбного хозяйства. При этом сложились определённые направления специализации государств.

Армения, Беларусь, Россия, Украина обладали наиболее развитым машиностроением, удельный вес которого в их промышленном производстве в 1990 году колебался от 0,303 в России до 0,342 в Беларуси.

Грузия, Молдова, Азербайджан специализировались на производстве продукции пищевой промышленности, доля которой достигала 0,374 в Грузии.

Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан, Узбекистан характеризуются высоким уровнем развития лёгкой промышленности: от 0,274 в Кыргызстане до 0,422 в Туркменистане[1].

Энергетической базой СССР были в основном нефтегазовая промышленность России, Казахстана, Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана, угольная и металлургическая промышленность России, Украины, Казахстана.

Предприятия химической и нефтехимической промышленности, а также промышленности стройматериалов имелись во всех республиках СССР.

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность была сконцентрирована в России и Беларуси.

Глубокая отраслевая специализация обусловила в каждом из государств высокую долю продукции, производимой для других республик и получаемой из них.

Большая часть ввозимой в республики продукции поступала из других республик СССР, а на импорт же приходилось в среднем 0,22 части всего ввоза.

Если в среднем по республикам доля межреспубликанского вывоза продукции промышленности составила 0,28, то доля вывоза сельскохозяйственной продукции – лишь 0,41.

Во ввозе ситуация аналогична. Средняя доля межреспубликанского ввоза промышленной продукции составляла 0,29, а доля сельхозпродукции – лишь 0,024.

Таким образом, страны будущего СНГ при слабой связи с мировым рынком в основном обменивались между собой промышленной продукцией. В этих поставках особое место занимала продукция отраслей специализации.

Анализ структуры производства в союзных республиках и его взаимозависимости в рамках единого хозяйственного комплекса накануне распада СССР позволяет сделать следующие выводы:

1. Производство в республиках имело высокоразвитый индустриально-аграрный характер и обладало глубокой отраслевой специализацией, сложившейся за десятилетия совместного развития.

2. Несмотря на высокий уровень интегрированности, в каждой из союзных республик осуществлялся собственный воспроизводственный процесс, основанный на использовании имеющегося экономического потенциала и ставший в дальнейшем фундаментом их суверенитета.

3. Хозяйства республик в значительной мере взаимно дополняли друг друга и были слабо связаны с мировым рынком. В связи с этим разрыв межреспубликанских связей в результате распада СССР привёл, с одной стороны, к уменьшению спроса на продукцию, производимую в странах СНГ, и увеличению спроса на импортную продукцию, а с другой стороны, к снижению ресурсного обеспечения производства, то есть стал одним из основных факторов экономического спада.

Государственное управление в России с 1900 по 1917 год
С 1900 г. в России быстро назревала революционная ситуация. Рабочее движение растет, требования выходят за рамки экономических, происходит ряд серьезных крестьянских выступлений. Русско-японская война еще более усилила и обострила противоречия, существующие ...

Специфика местного самоуправления в первой половине XIX века.  Местные учреждения
Местные учреждения занимали значительное место в системе государственных учреждений. С созданием министерств местные государственные учреждения были закреплены за соответствующими министерствами. В результате соединения близких по функциям и назначению минис ...

Историография о крымскотатарских полках русской армии (1807-1817)
Несмотря на то, что на общем фоне недостаточного изучения вопроса истории военной службы крымских татар в русской армии (1784-1920 гг.) период истории крымских конно-татарских полков (I807-1817 гг.) исследован лучше всего, тем не менее нельзя не признать фак ...