Черногория в XVII - XVIII вв.
Земли, которые впоследствии стали называться Черногорией, выделились из состава Сербского царства в качестве отдельной территории под властью собственных князей во втором половине XIV в. Этот регион, сократившийся до горных районов в результате захвата побережья Венецией, а равнинной части османами, значительно отставал по своему социально-экономическому развитию от окружающих земель. Здесь сложилась особая территориально-административная структура, состоящая из военно-политических объединений — племен. При этом созывалась и общая скупщина из их представителей. Формально Черногория входила в состав османского государства, однако черногорцы успешно сопротивлялись распространению на свои земли фактической власти Порты. С XVII в. политическими и духовными лидерами черногорцев стали местные митрополиты, резиденции которых находилась в Цетинском монастыре.
В XVIII в. заметное влияние на внешнеполитическое поломже ние на западе Балканского полуострова оказывали Венецианская республика и Российская империя. В особенности это влияние сказалось на политическом развитии Черногории. С Венецией у Черногории издавна были установлены тесные связи, но лучшие времена Республики св. Марка остались уже позади, а вот присутствие России на Балканах постепенно возрастало.
Следствием участия Венеции в войне Священной Лиги яви лось признание со стороны черногорского "сбора" и митрополита Виссариона верховной власти Республики св. Марка. Этот акт состоялся в 1688 г ., и оценивается историографией как важный этап в истории завоевания черногорцами автономного положения.
Митрополит Данило Негош (1697—1735), основатель знаменитой впоследствии династии Петровичей Негошей, проводил политику укрепления единства Черногории и устранения меж племенной вражды. Он учредил общечерногорский судебный орган — "Суд владыки Данилы". Во время его правления начались контакты Черногории с Россией.
В 1711г. в страну прибыли русские эмиссары (серб Михаил Милорадович и др.) с царской грамотой и деньгами, призывая принять в борьбе против общего врага — Османской империи. Воодушевленные этим, черногорцы предприняли нападение на турецкие крепости. В ответ последовала карательная экспедиция, разрушившая Цетинский монастырь — резиденцию митрополита Данилы.
В 1715г. владыка бежал в Россию, где получил денежную субсидию для возмещения ущерба, нанесенного турецким нашествия. С тех пор Россия неоднократно оказывала Черногории материальную помощь и политическую поддержку.
Венеция также старалась удержать здесь свои позиции. По совету венецианцев в Черногории с первой четверти XVIII в. стал избираться светский правитель — гувернадур . Когда же Черногория потеряла выход к Адриатическому морю, она оказалась в значительной степени зависимой от Венецианской республики, получившей ряд приморских черногорских общин по Пожаревацкому миру.
Владыка Василий (1750—1766) приложил немало сил для организации централизованного управления в Черногории. Главным союзником он считал Россию. Для русского читателя им была написана "История о Черной Горе", где Черногория предстает в виде мощного независимого государства, способного противостоять туркам. Василий скончался во время своего очередного визита в Россию.
Неожиданным продолжателем политики Василия стал самозванец Степан Малый (1767—1773), выдававший себя за спасшегося российского императора Петра III , которого черногорцы, сторонники Василия, с радостью у себя приняли. Российские власти пытались его арестовать, но затем убедились в том, что он не опасен для России, а наоборот, полезен в борьбе с турками. Степан Малый был убит наемным убийцей, подосланным Портой. После его гибели отношения России с Черногорией расстроились, и последняя обратилась за поддержкой к монархии Габсбургов
Личные отношения супругов по русскому обычному праву
Обратимся к рассмотрению норм обычного права, касающегося личных отношений супругов. Исследователь XIX века Н. Лазовский отмечал, что «первой обоюдною обязанностью является совместное жительство. Эта обоюдная обязанность вытекает из принципа брака и признает ...
Правовые взгляды
Для просветителей было характерно сближение права и морали. Законы должны иметь нравственное основание.
Нравственные нормы, обосновывавшиеся и защищавшиеся просветителями, носили антифеодальный характер. Просветители отрывали мораль от религии, отрицали пра ...
Второе Крымское Краевое правительство: курс на
единую неделимую Россию
Мировая война, унесшая миллионы жизней во имя имперских, геополитических, экономических и иных амбиций власть и силу имущих, стремительно близилась к завершению. 29 сентября 1918 года Болгария, положив начало развалу Четверного союза, заключает в Салониках п ...