Власть административная

Материалы » Философия права М.М. Сперанского » Власть административная

Во "Введении к уложению государственных законов" Сперанский предлагал по возможности "усовершенствовать и усилить" устройство административно-исполнительных органов. Для этого нужно, прежде всего, знать его недостатки и определить основные причины, не позволяющие функционировать данным органам необходимым образом.

недостаток ответственности.

Ответственность министра состоит в том, что он должен четко выполнять действующий закон, и эта его обязанность "должна быть существенною". А ответственность министров, как говорит Сперанский, не могла существовать в полной мере, так как сам закон не стоит на твердой основе, не выражает мнение всех сословий и принят самодержавцем.

Некоторая неточность и несоразмерность в разделении дел. Сперанский в порядке исполнительском определил пять главных направлений:

1) внешнее сношение;

2) устройство внешней безопасности;

3) публичная экономия;

4) устройство и надзор суда.

3. недостаток точных правил или учреждений, на основе которых должно действовать министерство. Сперанский предлагал:

1) определить инструкциями границы деятельности министерств, их четкую ответственность за определенную сферу деятельности;

2) упразднить министерство коммерции, присоединив его к министерству финансов;

3) создать министерства путей сообщения"

4) учредить "особое государственное казначейство" и особый государственный контроль. Предложение это объяснялось тем, что министерство финансов занималась источниками доходов, движением, входящих в казначейство капиталов, их выделением, отчетом в расходовании средств. Министр финансов, таким образом, сам себя и контролировал;

5) создать специальное министерство полиции;

6) установить пределы деятельности министерств, подготовить внутреннюю их структуру, исходя из их целей и задач, а также распорядок работы всех их структурных звеньев.

Манифестом от 25 июля 1810г. (№ 24.307) сначала было обнародовано "новое разделение государственных дел в порядке исполнительном" с подробным определением пределов их деятельности и степени их ответственности. Манифест повторил все основные мысли и предложения Сперанского. Правда им вводилась еще одно ведомство: главное управление духовных дел и иноверных исповедей. Каждое министерство получило единообразное структурное оформление.

Манифест 1811гю, по сути, дал министрам власть в своей отрасли безграничную. "Введение к уложению государственных законов" Сперанского предусматривало контроль министров со стороны Государственной думы. Она могла привлечь любого министра к ответственности, контролировать их деятельность, требовать отчетов. Проведенная реформа установила принцип прямой ответственности министра перед императором. Сперанский определил также круг дел, который рассматривался директорами министерских департаментов. Министр имел возможность принуждать все подчиненные ему органы и лица к подчинению законов, всякое дело министр мог по своему усмотрению истребовать к своему рассмотрению. Для того времени министерства гибкими органами исполнительной власти. Но пока общая реформа не была осуществлена, эти первые преобразования не могли дать желаемого эффекта.

Самая сильная сторона реформы Сперанского - внутренняя организация министерств. Отныне коллегиальное начало уничтожено и министерства организованы как строго исполнительные учреждения. По замыслу Сперанского исполнительная власть должна была находиться между законодательной и судебной. Не издавая законов, эта власть не ограничивалась лишь применением их. Она должна была определять пути и методы претворения законов в жизнь. А отсюда - право издавать предписания и регламенты в пределах, указанных законом.

20 марта 1812г. было обнародовано "Учреждение Комитета министров". Этим документом он определялся как высший административный орган. Создание подобного органа было ни чем иным, как полным игнорированием принципа разделения властей, подчинением законодательной власти высшей администрации. Комитет министров в своей деятельности или подменял министерства, или занимался делами, не свойственными исполнительной власти. Он мог отменить решение сената и одновременно с этим рассмотреть по первой инстанции малозначительное уголовное дело. Деятельность эта мало кому понятного органа унижала авторитет Государственного совета и Сената, отменила у министров время для занятия важными делами. Оба эти указа вызвали открытое возмущение и ненависть против Сперанского. Восстала вся аристократия, так как он поднял руку на то, что считалось веками их неприкосновенным правом.

Провокаторство и провокаторы.
Роль провокатора двойная. С одной стороны, он является обыкновенным «шпиком», на котором лежит обязанность присутствовать на всех собраниях революционеров, проникать на конспиративные квартиры, за всем следить, ко всему прислушиваться, обо всем докладывать; ...

Выборы депутатов Государственной Думы
Выборы депутатов Государственной Думы проводились избирательными собраниями, представители в которые в свою очередь избирались по куриям не равным между собой ...

Гражданские войны конца 40-х в 30-х годов 1 в. до н.э., падение республики
17 марта 44 г. до н.э. собрался сенат. Некоторые из заговорщиков предлагали объявить Юлия Цезаря врагом государства, отменить все его постановления, а тело убитого диктатора бросить, как труп казненного преступника, в реку Тибр. Однако большинство сенатором ...