Политическая система СССР в 1920-начале 1950-х гг. Формирование тоталитарного режима
Страница 7

Материалы » Политическая система СССР в 1920-начале 1950-х гг. Формирование тоталитарного режима

Таким образом «поздний сталинизм» характеризуется еще более ярко выраженным стремлением Сталина к укреплению своего единовластия. Главным оружием, в достижении этой цели, как и прежде, оставались органы государственной безопасности. В конце 40-х – начале 50-х гг., они оставались не просто под личным контролем Сталина, их руководство вождем стало непосредственным и прямым. Другим орудием осуществления сталинской диктатуры и укрепления его единоличной власти была Коммунистическая партия. Она оставалась разделенной на две неравные части. Первая – миллионные массы рядовых членов партии, которые были полностью отстранены от реального участия в решении государственных и партийных дел, но активно вовлечены в пропаганду и реализацию решений. И вторая – иерархическая система партийной номенклатуры с мощным , хорошо организованным аппаратом, реально управлявшим страной , верховная власть в которой принадлежала главе партии и государства – И.В. Сталину. В этих условиях Советы всех уровней не играли какой-либо существенной роли в руководстве СССР. Тринадцать с половиной лет – с марта 1939 г. по октябрь 1952г.- не созывались съезды партии. Пять с половиной лет с февраля 1947 г. по октябрь 1952 г. – пленумы ЦК. Даже Политбюро почти никогда не собиралось в полном составе. Все важные вопросы решались на заседаниях весьма узкого круга лиц сталинского окружения, куда входили: Молотов, Берия, Маленков, Каганович, Хрущев, Ворошилов. Нередко о принятых в узком кругу решениях Сталин не информировал ни Политбюро, ни правительство. Мы приходим к заключению, что к этому периоду режим личной власти Сталина, установившийся с конца 30-х гг. достиг своего апогея. Вся идеологическая пропаганда была направлена на всестороннее укрепление культа личности вождя. Она пронизывала деятельность всех организаций, - как партийных, так и государственных, науку и образование, литературу и искусство.

Подытоживая изученные мной исторические материалы, необходимо отметить, что, несомненно, Сталин оставил большой след в истории нашего государства. С жизнью этого человека была связана целая эпоха в жизни советского общества. Диктатура Сталина воплотила в жизнь мечту тираний всех эпох - абсолютного господства над человеком, над его телом и душой. Со смертью Сталина окончился период неограниченной террористической диктатуры в истории советского режима. Вместе со Сталиным ушла в могилу его личная диктатура, но общественная, политическая и экономическая структура, связанная с его именем, пережила своего создателя, и нашла свое логическое завершение только в 1985 году, когда были предприняты первые попытки модернизации политического и экономического устройства страны.

Положительное ,что можно отметить в период правления Сталина, был период роста, созревания и оформления современного (для того времени) советского общества, превращения нашей страны из аграрной в индустриальную, время торжества советского народа ,как победителя во Второй мировой войне. Но та цена, которую заплатило наше общество, а именно миллионы невинных жертв в результате репрессии, распад идеологии, произвол власти и господство органов государственной безопасности над всеми областями жизни страны, массовая система доносительства, грубое вторжение партии-государства в сферу семейных отношений граждан, усиление экспансионистских тенденций вовне, ксенофобия, разжигание шовинизма и антисемитизма внутри страны, обострение межнациональных отношений, заставляют смотреть на все достижения не столь оптимистично и жизнерадостно, а самого Сталина поставить в один ряд с наиболее кровавыми правителями нашего государства, такими например как Иван Грозный. Впрочем, это не покажется странным, если вспомнить что, Иван Грозный был нечто вроде кумиром для Сталина.

Нашему поколению необходимо сделать соответствующие выводы из уроков прошлого. Должно прийти осознание того, что сосредоточение власти в руках у одного человека, неминуемо приводит к образованию авторитарного режима, в первую очередь из-за нежелания расставаться с этой самой властью, как самого правителя, так и его окружения. Поэтому все разговоры о передаче еще больших полномочий Президенту России, а тем более переизбрание В.В Путина на третий срок, на мой взгляд, можно объяснить только желанием некоторых наших деятелей угодить президенту, выглядеть лояльным власти.

Будущее же России в построение демократического общества, и соответственно демократических форм управления государством – сильного парламента, развития местного самоуправления, расширения влияния общественности на принятие решений властью.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Осведомители.
Особое место занимает институт секретных сотрудников-осведомителей. Если провокаторы представляли собой агентов, внедренных полицией в антиправительственные организации, то осведомители в них не состояли и потому не участвовали в противоправной деятельности. ...

Просвещение
На грани XIX в. в России числилось 550 учеб­ных заведений и 62 тыс. учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее от­ставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в. насчитывалось в одних только воскресных ш ...

            Начало завоевательных походов
Молодое Монгольское государство, в основе которого, как нигде, лежала воинская организация, да и еще и управляемое таким талантливым и активным полководцем, каким был Чингисхан, не могло не быть воинственным. Успешно ассимилируя покоренные племена и народы, ...