Административные преобразования
Страница 1

Первой административной реформой стало создание в 1699 году особого ведомства городов. Было введено местное самоуправление для городского купечества, а также населения поморских (северных) городов. Власть воевод отменялась. Выборные бурмистры должны были ведать судом и сбором денежных платежей. Во главе органов местного самоуправления была поставлена Московская ратуша. В её ведении находились главные поступления государственных доходов с городов, а также общий надзор за действиями органов самоуправления. Возглавил Ратушу А. А. Курбатов в должности обер-инспектора.

Но расходы росли, и постепенно царь стал утрачивать доверие к финансовым возможностям Ратуши. Пётр приходит к выводу, что «человеку трудно за очи всё разуметь и править». Было принято решение перенести центр тяжести управления на места. Так вступила в исполнение губернская реформа. По замыслу Петра, местные органы должны были заняться размещением и обеспечением войск в мирное время. В 1708 г. было провозглашено создание восьми губерний: Московской, Ингерманландской (Санкт – Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Во главе губернии стоял губернатор. Все остальные (вице-губернатор, провиантмейстеры и др.) лишь подчинялись ему. Таким образом, губернская реформа фактически упраздняла преобразования 1699 года: города были подчинены уездным комендантам, а Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское учреждение.

Подворная перепись населения 1710 г. привела к ещё одной перекройке местного управления. Комендантства (старые уезды) отменялись, а вместо них вводились «доли» (5536 дворов) во главе с новыми чиновниками - ландратами. Предусматривалось, что в соответствии с числом таких «долей» каждая губерния должна будет содержать определённое количество полков.

Главная задача губернской реформы – обеспечение армии за счет местных учреждений – выполнена не была, т.к. Северная война затянулась до 1721 г. и разместить в губерниях «приписанные» к ним полки не удалось. Да и возможности губернаторов по сбору денег с населения оказались не безграничными. Очень скоро рост военных расходов привёл к недостатку средств. Губернская реформа нанесла удар и по приказной системе. Многие приказы прекратили свое существование, их обязанности перешли к губернской администрации.

В 1711 году, отправляясь в турецкий поход, Пётр издал коротенький указ, гласивший: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий сенат для управления». Так, одним росчерком пера, было основано учреждение, просуществовавшее в России около двухсот лет. Состоял он из 9 человек, приближенных к царю. Трое являлись представителями знати (князья М. В. Долгорукий, Г. И. Волконский, П. А. Голицын), трое - бывшие члены Боярской думы и трое - из дворян. Сенат занимался вопросами комплектования армии, развитием торговли и промышленности, контролировал финансы.

Для надзора за аппаратом управления была введена должность фискала. Эти люди доносили обо всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и других действиях, наносящих вред государству. Фискалы нередко пользовались своим должностным положением для сведения личных счётов, а то и просто для вымогательства и обогащения. Однако Петр поощрял фискалов, освободив их от податей, подсудности местным властям и даже ответственности за ложные доносы.

Страницы: 1 2

Государственный совет
До 1812 г. председателем Государственного Совета был император. Общее количество членов Совета составляло от 40 до 80 – в их состав входили все министры и некоторые другие высшие чиновники, часть членов Совета назначалась императором по своему усмотрению. Н ...

 Купечество и развитие системы социальной инфраструктуры городов
Среди городских начальных училищ (их называли еще приходскими училищами и школами) имелись как находившиеся на полном обеспечении органов городского самоуправления, в состав которых входило местное купечество, которые финансировали их, обеспечивали помещения ...

Основные нормы поведения рыцарства (по данным Фруассара и Ле–Беля)
М. Оссовская в своей книге пишет, что любой этос имеет определенный набор черт и характеристик, позволяющих выделять его как явление в культуре.[38] По ее мнению, в состав основных характеристик рыцаря входит: происхождение (рыцарство являлось привилегирован ...