Указ «Учреждение Государственной Думы». Изменение избирательного закона и учреждение Государственной Думы

Материалы » Характеристика формы правления в Российском государстве в годы революции 1905-1907 гг. » Указ «Учреждение Государственной Думы». Изменение избирательного закона и учреждение Государственной Думы

20 февраля 1906 г. вышло Учреждение Государственной Думы.

Компетенция Думы по Учреждению: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждений акционерных обществ. Все законопроекты, принятые Думой, должны были получить одобрение Сената, а позднее - императора. Дума не имела права рассматривать вопросы, выходящие за рамки ее компетенции, например, вопросы платежей по государственным долгам и кредитам Министерству двора, а также по государственным займам.

Срок полномочий Государственной Думы – 5 лет.

Государственная Дума была двухпалатной.

Верхняя палата – Государственный совет (его возглавляли председатель и вице- председатель, назначаемые императором ежегодно); нижняя палата – представители от населения.

Допускалось отстранение от занимаемой должности депутатов. Это право принадлежало Сенату, являвшемуся высшим судебным органом. Отстранение депутатов возможно было за виновное их поведение.

Государственная Дума могла быть распущена досрочно императором.

В период 1905 – 1907 гг. было созвано 3 Думы различных составов. 1 Дума просуществовала 72 дня. Она была наиболее либерально настроенной, так как ее созыв стал следствием революционного движения в России, в ней не было представителей от монархического движения. После роспуска уже 3 Думы (когда народные восстания были подавлены царской армией) были внесены значительные изменения в законы о Государственной Думе, например:

1)запрещалось принятие законов, не одобренных Думой;

2)ограничивалось число представителей от Польши, Кавказа и Средней Азии.

Изменив избирательный закон и предоставив большие права Думе, царское правительство осуществило реформу Государственного Совета. Из совещательного органа при императоре он был преобразован в верхнюю палату, стоявшую над Государственной Думой .

Личные отношения супругов по русскому обычному праву
Обратимся к рассмотрению норм обычного права, касающегося личных отношений супругов. Исследователь XIX века Н. Лазовский отмечал, что «первой обоюдною обязанностью является совместное жительство. Эта обоюдная обязанность вытекает из принципа брака и признает ...

Развитие культуры в 20-е годы
Перепись населения, проведенная в 1920 г., выявила в стране 54 млн. неграмотных, поэтому задача ликвидации неграмотности являлась одной из основных в государственной политике народного образования. В 1923 г. было организовано Всероссийское добровольное общес ...

Продолжение министерских реформ
При Николае I не проводилось широких административных реформ, и система управления в период его царствования в целом не претерпела больших изменений. Изменения в основном касались дальнейшей централизации и бюрократизации государственного управления. Объекти ...